Среди многих прочих компаний производством кастомизированных часов Rolex на протяжении многих последних лет занимается группа небольших мануфактур, объединенных общим названием Designa Individual (DiW), для которых выпуск подобных моделей является одним из основных направлений бизнеса. Поскольку вторичный рынок часов Rolex, как таковой, является достаточно противоречивым, то и для этого его сегмента нет даже общепринятого названия. Да и сами выпускаемые модели также нередко вызывают много споров, поскольку бренд официально «противостоит» их появлению. Кроме того, подобные версии зачастую стоят существенно дороже оригинальных часов, на базе которых изготавливаются новые версии.
Тем не менее, рынок вторичных, кастомизированных, модифицированных или как их еще называют часов-франкенштейнов под брендом Rolex продолжает расширяться и спрос на подобные модели только возрастает. Возможно, одним из наиболее известных «кастомизаторов» Rolex является Джордж Бэмфорд, который с недавних пор полностью прекратил продажи «Ролексов», сконцентрировав свое внимание на выпуске собственных моделей или же на переработке часов от группы брендов LVMH, куда входят, к примеру, Zenith и TAG Heuer. Д. Бэмфорд и многие другие приобрели известность, меняя цвет циферблатов и добавляя другие детали к известным моделям. Т.е. по сути, он и ему подобные не столько создали, сколько развили вторичный рынок часов Rolex. На протяжении многих лет продавцы и покупатели занимались тем, что украшали различные модели бриллиантами и дорабатывали корпусы часов, но делалось это преимущественно по индивидуальным заказам. Никто из них не пытался конкурировать с фабричным производством.
Почему бренд Rolex напуган «Франкенштейнами»
Все изменила эра Интернета, которая сделала существование вторичного рынка реальной проблемой для Rolex. Неприятие брендом появления и развития вторичного рынка продиктовано, главным образом, двумя обстоятельствами. Во-первых, производитель опасается, что потребители начнут путать переделанные Rolex с теми моделями, которые реализуются официальными дилерами, и это приведет к нарушению авторских прав. Такие доводы вполне понятны, хотя, не исключено, что бренд сильно преувеличивает реальное количество переделанных часов, реализуемых на рынке. По сути, компанию гораздо больше волнует не то, что кто-то модифицирует и перепродает только что выпущенные часы, а случаи, когда переделке подвергаются старые часы с целью «вдохнуть в них новую жизнь», в результате чего они перестают быть похожими на, что когда-то производилось брендом. По этому поводу Rolex не единожды обращался в суд и зачастую выигрывал эти дела. Компания очень серьезно относится к защите своего имени и не собирается уступать в этом. Вполне можно допустить, что многие продавцы на вторичном рынке рано или поздно получают некие предостерегающие письма от юристов Rolex, а вот, как они с ними поступают – это уже совсем другая история.
Во-вторых, Rolex обеспокоен тем, что появляющиеся на вторичном рынке кастомизированные часы отличаются не только своим внешним видом, но и качеством, причем не в лучшую сторону. Это может показаться излишне самоуверенным, но те, кто хорошо знаком с брендом, подтвердят, что по целому ряду направлений Rolex, действительно, не имеет себе равных. Как минимум, следует понимать, что небольшая мастерская по кастомизации не располагает таким оборудованием, которое необходимо для выполнения работ на том же уровне качества, что способен обеспечить массовый производитель премиальных часов. Нередко такие отличия легко заметны «невооруженным взглядом». Поэтому здесь стоит констатировать правоту бренда: кастомизированные версии не всегда могут похвастаться тем же уровнем надежности и долговечности, что и фабричная продукция.
Но вот что даже самому Rolex приходится, возможно и с горечью, признать, так это элегантную креативность и высокохудожественный вкус, которые во многих кастомизированных версиях нередко можно увидеть. Многие такие модели без преувеличения можно назвать произведениями искусства, причем весьма ценными произведениями. Но даже в этих случаях, как правило, нужно быть экспертом, чтобы понимать и не забывать, что это продукция, фактически, не имеет никакого отношения к бренду Rolex.
Кто чего хочет от рынка модифицированных Rolex
Стратегия Rolex направлена на то, чтобы на рынке присутствовали только часы того дизайна и того качества, которые компания способна контролировать. При этом бренд не может никому, кто купил часы, запретить заказать у какой-то третьей компании переделку легально приобретенной модели. Именно это и позволяет существовать компаниям по кастомизации, которые, хоть и используют часы Rolex, но не воспроизводят их. Они просто модифицируют их также, как это происходит с тюнингом автомобилей. Аналогия с авторынком здесь более чем уместна и прекрасно иллюстрирует специфику рынка кастомизированных версий Rolex.
Однако работающие в этом сегменте компании должны внимательно относиться к тому, чтобы не нарушить интеллектуальные права бренда. К примеру, у них могут возникнуть проблемы, если будет создан принципиально другой циферблат, и на нем появится логотип Rolex. Все, что допустимо, это такая модификация или адаптация циферблата, при которой сохраняется видимым оригинальный логотип. Если же в часы внедряется совершенно новый циферблат, то нанесение на него фирменного наименования Rolex уже недопустимо, если «играть по правилам».
Что касается покупателей, то приобретая часы на вторичном рынке, они определенно должны задать не один вопрос относительно того, какие часы были использованы для кастомизации. На вторичном рынке Rolex достаточно часто встречаются изделия, в которых оригинальные компоненты дополняются замененными деталями от самых разных часов. Но все это не имеет смысла, если при переделке теряется суть оригинальной модели в части корпуса, циферблата или браслета. Если вы рассматриваете приобретение подобных переделанных часов в качестве инвестиции, то к ней следует подходить так, как если бы новые часы уже не имели никакого отношения к первоначальной стоимости оригинальных Rolex. Также стоит иметь в виду, что сервисное обслуживание Rolex уже не будет распространяться на кастомизированную модель, и ее ценность будет определяться тем, насколько высокохудожественной она является, не пострадало ли качество и т.п.
Особенности ценообразования кастомизированных Rolex
Одна из основных причин, по которой цены на рынке кастомизированных Rolex столь высоки, заключается в том, что в основе каждой из них лежит оригинальная модель. Впрочем, нередки случаи, когда для модификации используются часы, в которых отсутствуют или повреждены какие-либо оригинальные детали. В таких ситуациях кастомизация превращает практически бесполезные и «ничего» не стоящие часы в новый и достаточно ценный товар.
Тем не менее, обычное явление для этого рынка, когда кастомизированные версии стоят в два, а то и больше раз дороже оригиналов. А поскольку реальная стоимость кастомизированных Rolex, как правило, никак не больше, а то и меньше базовой модели, да еще и перепродать их намного сложнее, то традиционными покупателями подобных часов чаще всего являются далеко не самые бедные покупатели. Т.е. количество потенциальных владельцев сегодня весьма невелико, ведь в нынешних экономических условиях даже самые состоятельные люди очень внимательно относятся к тому, за какие деньги они смогут перепродать свой актив. Таким образом типичный портер потенциального покупателя кастомизированной версии – человек, который без труда может выложить за часы сумму, превышающую розничную цену Rolex, и одновременно не очень озабоченный тем, что за эти деньги он с высокой долей вероятности не получит вещь адекватной ценности. На первое место здесь выходит стремление приобрести предмет, который по-настоящему нравится и который настолько эксклюзивен, что ни у кого другого такого уже не будет.
«Карбоновый изумруд»
В качестве примера можем рассмотреть кастомизированную версию Rolex Oyster Perpetual Cosmograph Daytona, выпущенную компанией Designa Individual, которую последняя назвала «Карбоновый изумруд». Самое примечательное в ней – корпус, изготовленный полностью из углеродного волокна. Компания особенно гордится точностью, с которой сделан корпус, его элегантной текстурой и особой легкостью, по сравнению с металлической Daytona. Похоже, Designa Individual придала этой модели что-то от эстетики Richard Mille, и это сработало: сочетание 18-каратного золота, черного карбона и зеленого ремешка создало очень привлекательный и яркий образ. Обратите внимание, что Designa Individual предлагает небольшой ассортимент моделей Rolex Daytona в карбоновом корпусе, выпускаемых ограниченными сериями, с разными цветовыми акцентами, помимо зеленого, на циферблате и ремешках. Но »Карбоновый изумруд» - единственная модель, по крайней мере, на текущий момент, с золотыми стрелками, часовыми индексами, кнопками хронографа и заводной головкой.
Часы носятся на фирменном кожаном ремешке VELCRO®. Поскольку размер у них регулируется не так хорошо, то в комплект входят три ремешка разной длины.
Эстетически корпус, циферблат и безель сочетаются очень неплохо. Впрочем, Daytona – настолько универсальные часы, что, пожалуй, в любом материале и цвете они будут выглядеть прекрасно. Поэтому какому-то количеству людей сочетание черного карбона и зеленого ремешка и золотых акцентов, в любом случае, покажется идеальным. Кроме того, более легкий вес так же добавляет «Карбоновому изумруду» от Designa Individual дополнительные преимущества.
Внутри часов находится мануфактурный автоматический калибр хронографа Rolex 4130. А вот относительно чего есть вопросы, так это – что еще в «Карбоновом изумруде» изготовлено самим Rolex? Именно это больше всего волнует покупателей – с чего именно начиналась кастомизированная версия в плане оригинального исходника. Всегда должно быть четкое понимание, что было изначально и что получилось в итоге. Это важно с точки зрения понимания реальной стоимости часов, насколько новая версия была задействована в ритуальной кастомизационном перевоплощении.
В частности, вполне очевидно, что Designa Individual создала для своей версии Daytona 40-миллиметровый корпус, безель и циферблат, а вот, какие были использованы стрелки и часовые индексы – остается под вопросом. Вероятнее всего, сапфировый кристалл, часовые индексы, стрелки и логотип Rolex были позаимствованы у других оригинальных часов Rolex и аккуратно интегрированы в новую версию. Однако быть уверенным в этом на 100% нельзя, а на сайте самой Designa Individual ничего по данному поводу не разъясняется. Судя по цене, покупателям должно быть не все равно и больше информации относительно того, как много оригинального использовано в кастомизированных Designa Individual им бы не помешало. Не исключено, что далеко не всех это волнует, но кому-то это, безусловно, интересно.
Что надо знать, покупая кастомизированные версии Rolex
Приобретение кастомизированных Rolex всегда несет в себе определенные риски. Каждый, кто их покупает, должен четко осознавать, что любые модифицированные Rolex не обладают такой же ценностью, как и фабрично произведенные модели. Кроме того, в абсолютном большинстве случаев на них не будет распространяться фирменное сервисное обслуживание. Чтобы нивелировать данный недостаток кастомизаторы, включая Designa Individual, предлагают свою гарантию, в нашем случае – на семь лет. Так что отчасти это упущение вполне компенсируется. На вторичном рынке цена «Карбонового изумруда» от Designa Individual (DiW) обозначена как 47.290 евро. Выпущено их было всего пять экземпляров.
Есть множество людей, которые выражают искреннее восхищение своими кастомизированными Rolex, но в целом, приобретая что-либо на этом рынке следует быть очень внимательным – лучше всего прибегнуть к помощи профессионалов, хорошо знакомых с особенностями вторичного рынка. Несомненным плюсом таких часов является их уникальность и принадлежность ко всемирно известному бренду. Именно поэтому рынок кастомизированных часов не только существует, но и процветает. А более высокая стоимость продиктована также и тем, что выпускающие модифицированные Rolex компании, как минимум, должны покрыть издержки, связанные с приобретением оригинальных часов и обеспечить себе хотя бы минимальную прибыль.
С этической точки зрения, ситуация с выпуском кастомизированных Rolex может варьироваться от «кошерной», до пиратской, сопоставимой с подделкой. Своеобразная «серая зона» может формироваться в пространстве между часами, которые открыто объявляются, что они выпущены не компанией Rolex, до попыток продавцов выдать модификации за оригинальную продукцию. И во многих случаях только очень «продвинутый» покупатель сможет понять разницу. Хорошим тоном на рынке кастомизированных часов является размещение на циферблате наименование компании, которая переделывала часы. Так каждый, кто взглянет на них, сразу сможет понять, что модель не является «оригинальным Rolex». Это не только выводит часы из «серой зоны», но дает возможность владельцу с большей гордостью носить их на руке. Именно такие модели, как правило, и являются главными фаворитами на этом специфическом рынке.
В каталоге интернет-магазина Gmt-club вы можете найти несколько версий кастомизированных часов Rolex Daytona в карбоновом корпусе от компании Designa Individual.