Для швейцарской часовой индустрии 1972-й год выдался очень непростым, а бренд Audemars Piguet вообще подошел вплотную к тому, чтобы остановить производство, но, тем не менее, нашел ответ, как избежать этой угрозы.
Как и совершенно безумный Lamborghini Countach 1975-го года, часы Audemars Piguet Royal Oak были разработаны по очень простой концепции: никаких отсылок к истории, никаких усложнений, никаких предварительных заказов, зато одна лишь роскошь. Это было время, когда богатство росло как на дрожжах, и можно ли было найти лучший способ заявить о своем состоянии, чем продемонстрировать настолько кричащие часы, что им даже название бренда на циферблате было не нужно?
Увидев, как быстро изменилось финансовое положение Audemars Piguet после небывалого успеха Royal Oak, примеру этого бренда поспешили последовать в Patek Philippe, а затем и в IWC. В обоих случаях был задействован талант Джеральда Дженты, чтобы он создал им часы по тем же лекалам, что и для Audemars Piguet. Ну или почти по тем же, чтобы все-таки обойтись без судебных разбирательств.
Оставаясь самым старым и консервативным брендом среди всех упомянутых выше, Vacheron Constantin держался до последнего. Все-таки это была компания на 84 года старше, чем Patek Philippe, на 120 лет старше Audemars Piguet и имевшая репутацию бренда, придерживающегося традициям и классическому стилю. Часовая мануфактура оставалась верной себе аж до 1977 года, пока не устояла перед новыми веяниями и не смерилась со своей судьбой, все-таки выпустив и свою «модную» версию – Vacheron Constantin 222.
Стилистика 222-й модели была очень похожа на Royal Oak от Audemars Piguet, Nautilus от Patek Philippe и Ingenieur SL от IWC. Более того, даже механизм в них использовался тот же самый – 920-й калибр от Jaeger-LeCoultre. Казалось бы, дизайнер у них тоже должен был бы быть тот же – Джеральд Джента. Так что подобное допущение было скорее не мифом, а простой экстраполяцией, тем более, что сам бренд предпочел ни подтверждать, ни опровергать подобные утверждения.Производство Vacheron Constantin 222 прекратилось в 1985 год
Однако строптивый нрав Vacheron Constantin заставил бренд пойти другим путем. Родившийся в Восточном Берлине Йорг Айзек начал свой путь к тому, чтобы стать дизайнером 222-й модели в тот момент, когда его семья в последний момент избежала того, чтобы надолго оказаться запертыми за Берлинской стеной. В Женеву они перебрались в 1960-м году. Студентом Йорг увлекся скульптурой и микромеханикой и отправился в Лондонскую академию искусств, чтобы изучать их. Позже он увлекся и часовым делом, но изобразительное искусство и дизайн оставались его главным увлечением. Когда же он в 1975 году вернулся в Женеву, то стал искать там для себя подходящую работу.
Однако в то время, когда он вернулся, часовая индустрия переживала серьезные проблемы. Его мечты о разработке собственного дизайна часов едва не разбились прежде, чем он даже попытался начать их реализовывать. Но у него был последний шанс – создание настолько значимой модели часов, которая должна была спасти старейший во всей Швейцарии бренд. Это был проект «222».
Можно лишь догадываться, насколько унизительно было для Vacheron Constantin открыто признать, что когда-то незыблемый бренд поддался модному тренду. Именно поэтому, скорее всего, в отличие от Audemars Piguet и Patek Philippe – более молодых компаний, которые сразу заявили о своих намерениях, Vacheron Constantin тщательно скрывал свои планы, прикрываясь никому неизвестным именем – молодым, только что появившимся в отрасли дизайнером Йоргом Айзеком.Первые модели Vacheron Constantin Overseas были представлены в 1996 годуМодель «222» создавалась под покровом тайны, и детали ее разработки, несмотря на успех, оставались неизвестными до самого последнего времени. И даже когда часы уже были выпущены, бренд с ними не спешил – всего 100 экземпляров в золотом корпусе и итоговое количество – 500 штук. Они даже собственного названия не получили, в рекламе заявлялось лишь: “Deux cent vingt-deux de Vacheron Constantin” (фр. «Двести двадцать два от Vacheron Constantin»), что указывало на 222 года непрерывного существования компании. Для трех ведущих брендов новое веяние было горькой пилюлей, а уж для Vacheron Constantin – в особенности.
Оглядываясь назад, можно сказать, что точно так же, как и в случае с Audemars Piguet и Patek Philippe, эти часы позволили Vacheron Constantin продолжить свою и без того блистательную историю. Выпуск модели «222» фактически прекратился в 1985 году, чуть меньше, чем через 10 лет после запуска. Вероятно, после того, как она выполнила свою миссию и помогла бренду пройти через трудные времена и добраться до более благоприятных. Но пройдет еще 10 лет и отношение к этой модели, похоже, изменится.
Несмотря на то, что на фоне столь насыщенной и продолжительной истории компании Vacheron Constantin модель «222» промелькнула каким-то мгновением, ее важность сложно переоценить – без нее, пожалуй, самого бренда уже бы и не было. Поэтому в 1996-м году знакомые очертания вновь появились на рынке, но в этот раз уже под своим собственным именем, как и положено, – Overseas.
Сегодня эта модель является одной из самых популярных у бренда и наиболее успешной, а ее очертания со временем стали еще грациознее. Из трех версий эти часы, вне всякого сомнения, наиболее элегантные и утонченные, в них сглажены те углы, которые можно увидеть у Royal Oak и Nautilus. Очень изящное использование фирменного логотипа Мальтийского креста в очертаниях безеля и звеньях браслета также добавляют свою изюминку дизайну.
Калибр 1120 QP/1 с функцией вечного календаря толщиной всего 4,05 мм – его можно найти в модели Vacheron Constantin Overseas Perpetual Calendar Ultra-Thin
В данном случае, глядя на модель Ultra Thin Perpetual Calendar, можно увидеть, что в ней удивительнейшим образом слились воедино более чем два с половиной века истории Vacheron Contantin, богатой на всевозможные усложнения и проявления элегантности с массивными на вид корпусом и браслетом, как результат бурных семидесятых. Самое забавное, что при всей своей внешней коренастости данная модель имеет толщину всего в 8,1 мм, при том что внутри корпуса скрыт калибр 1120 QP/1 с вечным календарем. Впрочем, толщина последнего – всего 4,05 мм.
Это очень мягкое сочетание классики и современности, и несмотря на то, что в линейках Royal Oak и Nautilus тоже есть ультра-тонкие модели с вечным календарем, а версия от Audemars Piguet вообще может похвастаться толщиной всего в каких-то 6,3 мм, подход Vacheron Constantin представляется более соответствующим тому, что написано на циферблате. Возможно, дизайн и не принадлежит руке Дженты, но в данном случае облик часов в гораздо большей степени отражает дух бренда, а не подменяет его.
А дьявол скрывается в деталях и, в частности, в расположении дополнительных циферблатов. Фаза луны – на шести часах, дата – на трех, дни – на девяти и месяцы – под двенадцатью, при чем выполнен он в полном соответствии с историческими традициями Vacheron Constantin. Годовой мини-циферблат включает в себя 48 месяцев, вместо более современного решения, когда 12-месячный календарь дополняется индикатором високосного года. И здесь все очевидно, дизайнеры Vacheron Constantin прекрасно понимают, что поклонники бренда предпочитают покупают часы, которые выглядят так, как к этому уже все привыкли.
Даже калибр сохранил исторически значимые черты: он по-прежнему основан на оригинальном механизме Jaeger-LeCoultre 920, но с добавлением функции вечного календаря. Также сердце часов с гордостью носит на себе отличительный знак лучших швейцарских механизмов – «Женевское клеймо», то самое, которое появилось на нем, когда эти бренды в 1977 году начали работать вместе. В целом, это очень позитивный пример сотрудничества часовщиков, которые смогли вместе пройти через самые трудные времена и продолжить свою деятельность вплоть до наших дней.
Итак, если по прочтении этой статьи вы поймали себя на мысли, а на какой из этих моделей из далеких 70-х остановить свой выбор, то просто насладитесь моментом. Все эти модели появились на очень значимом рубеже, когда после многих лет нарастающего успеха внезапно наступил период стремительных перемен и необходимости изобрести что-то новое. Поэтому все три версии заслуживают самого пристального внимания.
Но если, тем не менее, вам интересны часы от бренда с наиболее богатой историей, который дольше всех придерживался своих принципов и платил дань уважения страницам истории, которая начиналась писаться еще до появления самого бренда, и если речь идет о часах-легенде, то выбор очевиден.
В каталоге магазина Gmt-club представлено более 30 моделей часов Vacheron Constantin из коллекции Overseas.