Среди коллекционеров и поклонников бренда Audemars Piguet нередко возникают дискуссии о преимуществах тех или иных версий дизайна культовых моделей Royal Oak и Royal Oak Offshore. Менее посвященные люди, как правило, даже если слышали названия, то с трудом могут описать какие-либо отличия между теми или иными версиями этих часов. Тем не менее они есть и, в том числе, затрагивают и характерный для бренда узор Tapisseries на циферблате, выполняемый по технологии гильоширования.
О технологии создания узора Tapisseries
В переводе с французского слово Tapisseries можно перевести как «вышивка» или «гобелен» и, действительно, технология, по которой делается этот непростой циферблат имеет много общего с тем, как создаются ковры. Работы выполняются по принципу пантографа – прибора, при помощи которого более крупные планы и карты перечерчиваются в уменьшенном масштабе. Для создания узора Tapisseries используется диск, диаметр которого в 4,12 раза превышает диаметр циферблата, на который он наносится. По этому шаблонному диску с квадратами, напоминающему плитку шоколада, движется игла, перемещения которой точно копирует другая игла, наносящая узор на циферблат. Одновременно с этим наносится рисунок и со второго шаблона – мельчайшие штрихи между квадратиками. Таких тончайших насечек на циферблат, в зависимости от диаметра, наносится до 63 тыс.
На изготовление одного такого циферблата уходит от 20 до 50 минут и это очень деликатный процесс. Малейшая неточность может привести к непоправимому браку, поскольку самое небольшое отклонение становится заметным, как пылинка на зеркале. Более наглядно весь технологический процесс можно увидеть на видео, подготовленном самим брендом Audemars Piguet, оно поможет понять, как именно создаются легендарные циферблаты.
С 2012 года все циферблаты Tapisseries Audemars Piguet начал производить самостоятельно. До этого данную работу выполняла специализированная компания на гравировальных машинах Lienhard, которые выпускались с 1907 по 1970 год. В 2005 году Audemars Piguet приобрела в свою собственность первый такой станок, а затем выкупила практически все работоспособные на тот момент машины не только в Швейцарии, но и в США и Канаде. В виду значительного их износа, несколько лет ушло на то, чтобы отреставрировать и наладить станки, добившись их высокоточной и безукоризненной работы.
Разновидности узоров Tapisseries
Общепринято считать, что у Audemars Piguet имеется лишь три разновидности узора Tapisseries. Между тем, это не совсем так. Если принять во внимание, что в первоначальный дизайн Petite Tapisseries были внесены некоторые изменения и винтажные референсы Royal Oak отличаются от тех, которые выпускаются сейчас, то, по сути, существует четыре разновидности Tapisseries.
Vintage Petite Tapisseries
Винтажную версию Petite Tapisseries можно найти на первых моделях Royal Oak Jumbo и на большинстве версий Royal Oaks, которые выпускались в течение 80-х и 90-х годов, а также на первых моделях Royal Oak Offshore, которые имели референс 25721. Квадратики на циферблатах этих часов очень маленькие и расположены более плотно друг к другу. На фото ниже изображены оригинальный циферблаты Royal Oak Jumbo с референсом 5402SA, примерно 1978 года выпуска и циферблат одной из самых первых версий Royal Oak Offshores с референсом 25721ST.
Petite Tapisseries
Узор Petite Tapisseries наносился исключительно на новые модели Extra-Thin Royal Oak Jumbo с референсом 15202 – те самые часы, которые были выпущены в ознаменование 40-летнего юбилея Royal Oak, на модель Extra-Thin Tourbillon (26510), а также на циферблаты, которые пришли на смену винтажным Royal Oaks, включая Jumbo 5402 и Royal Oak Offshores 25721.
Если вы пристально посмотрите на фотографии ниже, то сразу же заметите отличия, о которых я говорил выше применительно к типу узора Petite Tapisserie. На первом изображении представлен новый циферблат, пришедший на смену старому в модели Royal Oak Jumbo 5402SA, а на втором – сопоставлены исходный вариант циферблата и новый, установленные на одни и те же часы.
Обратите внимание, что пирамидальные квадратики на винтажной версии, выполненные по шаблону Clous de Paris, чуть меньше, а между центром циферблата в месте крепления стрелок и окошком календаря помещается ровно 10 квадратиков. Если же взглянуть на обновленный циферблат, то вместо 10 вы насчитаете уже только 9 квадратиков. И пускай это изменение почти микроскопическое и исчисляется долями миллиметра, натренированный и опытный взгляд легко обнаружит эти пусть небольшие, но все же отличия.
Grande Tapisseries
Узор Grande Tapisseries украшает такие модели, как 15300, 15400, 15450, 26320 Chronograph, 26330 Day & Date, 26120 Dual Time, 26252 Perpetual Calendar, 26603 Equation of Time и 25977 Tourbillon Chronograph. Размер квадратиков в этом варианте узора существенно больше, чем у Petite Tapisserie, примерно на половину. Также можно заметить, что надписи на циферблате Audemars Piguet и Automatic нанесены на ровные участки поверхности циферблата, которые целенаправленно остались нетронутыми при гильошировании.
Méga Tapisseries
И наконец, последний вариант узора Méga Tapisseries – самый крупный из всех типов циферблата. Его чаще всего можно встретить на таких моделях Royal Oak Offshore, как Themes, Safari, Diver, Bumble Bee, Rubberclad, а также на некоторых лимитированных сериях. Кроме того Méga Tapisserie используется практически на всех референсах линейки Royal Oak Offshore с диаметром корпуса 44 мм. Одним из исключений является Royal Oak Offshore Perpetual Calendar, где циферблат оформлен узором Grande Tapisserie. У Méga Tapisserie размер квадратиков почти в два раза больше, чем у Grande Tapisserie и в большинстве случаев имеет более глянцевую отделку.