Об истории бренда
Бренд Roger Dubuis официально появился в 1995 году, хотя сам мастер Роже Дюбуи свою собственную независимую карьеру начал еще в 1980 году, покинув бренд Patek Philippe после 14 лет работы в качестве разработчика часовых механизмов. С августа 2008 года бренд Roger Dubuis вошел в группу компаний Richemont, частью которой являются и такие известные в часовом мире имена, как Cartier, Lange, Jaeger-LeCoultre и Piaget. Когда в 1995 году Роже Дюбуи создавал свою компанию, позиционирование бренда сразу предполагало, что он будет выпускать премиальные часы, изготовленные по самым высоким стандартам часового искусства. Поэтому, даже будучи очень молодым, данный бренд стал ориентироваться в своих производственных процессах на один из старейших стандартов качества швейцарских часов – «Женевское клеймо».Специфика отделки крупных деталей
Наиболее видимыми и потому, наверное, самыми важными с точки зрения качества отделки, являются поверхности крупных наружных элементов часовых механизмов – платин и мостов. Поскольку Roger Dubuis производит большое количество именно скелетонизированных чесов, отделке этих видимых деталей уделяется особенно большое внимание.Женевские полосы (Côtes de Genève) – самый известный декоративный узор с тщательно продуманной шириной и глубиной полосок для достижения наилучшего эстетического результата. Часовые бренды стремятся разработать свой собственный стиль, варьируя эти два параметра. На часовых механизмах Roger Dubuis полосы более узкие и минимальной глубины, что делает их более блестящими, по сравнению с вариантами где канавки глубже.
Жемчужное зернение или перлаж чаще всего используется для того, чтобы устранить следы машинной обработки внутренних деталей часовых механизмов. Очень редко подобные круговые узоры можно увидеть на всей поверхности платин и мостов. Нанесение узора перлаж может производиться как вручную, так и специальным станком. На фотографиях ниже вы видите, как мастера Roger Dubuis вручную выполняют эту операцию.
Специальное устройство управляется двумя руками: одной рукой держится рычаг с обрабатывающей головкой, которой и наносится зернение, она с определенной силой и на определенное время прижимается к поверхности детали, чтобы оставить видимые, но неглубокие и очень деликатные канавки. Другой рукой поворачивается сама деталь. Здесь требуется особая внимательность и искусность, поскольку деталь должна поворачиваться так и тогда, чтобы край следующего круга приходился точно на центр предыдущего.
Мелкая отделка
Края всех деталей, согласно требованию «Женевского клейма» должны быть отполированы и иметь параллельные «царапинки». Данные операции выполняются на самых ранних стадиях обработки, перед более тонкими декорирующими работами, такими, как зернение, гравировка и фацетирование. Последняя операция представляет собой удаление фасок путем скашивания острых ребер платин, мостов, а также колесиков и шестеренок. Как и все прочие отделочные операции фацетирование имеет не только эстетическое, но и функциональное значение. Острые края деталей механизма могут наносить микроскопические царапины, которые недопустимы на премиальных часах с точки зрения внешнего вида, во-первых, а во-вторых, - они усиливают риски коррозии. Для этого края деталей срезаются под углом и поверхность полируется, что придает контрастности на фоне матовой или зерненой отделки основных сторон деталей.
На фото выше вы можете видеть результат одной из самых трудоемких работ при отделке в соответствие с требованиями «Женевского клейма»: полировка шестеренок и колёсик. Вот, что при этом необходимо сделать:
Каждое колесико ангренажа должно иметь фаску сверху и снизу, для колёсик тоньше 0,15 мм допускается только одна фаска со стороны моста. Также фаски должны быть на зубьях, осях и ободках. Все функциональные элементы вращающихся деталей и шестеренок должны быть отшлифованы, а все остальные детали должны быть отделаны таким образом, чтобы устранить любые следы машинной обработки. Поверхность шестеренок должна быть обработана таким образом, чтобы устранить все следы машинной обработки, без закругления краев и зубьев. Полировка, шлифовка и любые другие декорирующие операции должны производиться так, чтобы не нарушались все выше перечисленные требования.
Зубья трибов должны быть отполированы таким образом, чтобы это не отразилось на функциональных качествах. На практике это означает, что у некоторых шестерен полируется поверхность площадью всего 0,3 мм2 при том, что зубья длиной всего 0,15 мм полируются каждый по отдельности. Запечатлеть данную операцию на фото крайне сложно, поскольку можно увидеть саму полировочную машинку и руку мастера, но не шестеренку, которая настолько мала, что просто невидима.
Это очень важная технологическая операция, поскольку главное правило «Женевского клейма» заключается в том, что ни одна деталь механизма не должны иметь поверхность, где были бы видны следы механической обработки. Это важно для всех часов, в которых механизм можно наблюдать через сапфировое стекло задней крышки, а в случае с Roger Dubuis, выпускающим множество скелетонизированных моделей, соблюдение данных требований обеспечивает особую визуальную изысканность часовым калибрам.
Отделка анкерного и балансового колес
Неудивительно, что параметры визуальной отделки анкерного колеса в часовом механизме также строго регламентированы. В механизмах, диаметр которых превышает 18 мм, толщина анкерного колеса не должна превышать 0,16 мм. При диаметре меньше 18 мм толщина анкерного колеса должна быть не более 0,13 мм и в обоих случаях запирающие поверхности должны быть отполированы.
Требованиями «Женевского клейма» допускается использование балансовых колес с изменяющейся во времени инерцией, что является достаточно занятным способом подчеркнуть, что подобные решения считаются более выигрышными визуально и «исторически».
Примечательно, что в качестве определенного послабления требования «Женевского клейма» допускают выполнение крепления спирали баланса к распорке и цанге за пределами кантона Женева. Изготовление именно этих деталей часовых механизмов, сегодня чаще всего передается сторонним производителям.
Полировка «черное зеркало»
Еще один метод декорирования, который часто можно встретить на деталях механизмов часов Roger Dubuis, - это полировка «черное зеркало». Операция выполняется исключительно вручную, чтобы создать невероятно гладкую поверхность. Изначально технология использовалась только для кареток турбийонов, упоров и крупных пружин, а также некоторых других деталей. Деталь перемещается по траектории «восьмерки» поверх абразивной смазки, чтобы получилась исключительно ровная поверхность. После этого она как зеркало отражает свет, но под определенным угле выглядит абсолютно черной. Это старинная и очень трудоемкая технология. Подобные детали делают механизмы значительно выразительнее и визуально привлекательнее.
Гильоширование
В завершение рассмотрим еще одну технику, которая обеспечивает часам Roger Dubuis особую эстетическую привлекательность – гильоширование. Это такая техника гравировки, которая выполняется на специальных станках и резцами, как на следующих двух фото.
Эта техника используется, чтобы создать особый узор, обеспечивающий удивительную игру света, из-за которой металлические детали как бы оживают. Ни один другой вид декорирования не способен дать такой же эффект.
Тип рисунка определяется так называемыми «Розеттскими камнями», которые, по сути, представляют из себя большие закругленные диски, металлические края которых предопределяют движение резцов. У бренда Roger Dubuis гиольошированные узоры можно найти на циферблатах и роторах. Именно эти детали, как правило, украшаются данным типом декорирования.
Что касается отделки других элементов часовых механизмов, помимо платин, мостов, шестеренок и колесик, то все это требованиями «Женевского клейма» регулируется не столь строго. Впрочем, это не останавливает мастеров Roger Dubuis от того, чтобы делать по-настоящему искусные и богато украшенные механизмы, притягивающие взор любого, в чье поле зрение попадают часы этого бренда.