«Обернутый» в каучук титан
Чтобы продемонстрировать неординарность подхода Richard Mille к разработке и производству наручных часов, мы возьмем модель RM055 Bubba Watson. Она не относится к самым «сумасшедшим», более того, в ней используется самый простой механизм с самыми базовыми функциями: часы, минуты и секунды, даже без даты и без автоподзавода. Уже странно, не так ли?
Начнем с внешнего облика, а именно с корпуса. Использование экзотических материалов не является чем-то новым для часовой индустрии, в которой уже достаточно распространенным явлением стало использование необычных конструкционных решений и технологий, поскольку в сфере материаловедения за последнее десятилетие произошел настоящий прорыв. В RM055 использован керамический безель, что нельзя назвать чем-то необычным.
Вы можете предположить, что и остальные три компонента корпуса также сделаны из керамики? Возможно, вы не в курсе, но эти часы делались для Буббы Уотсана – легендарного гольфиста и предназначались для того, чтобы их можно было носить во время игры на поле. А знаете ли вы, что Бубба Уотсон был способен наносить удары, после которых шар летел со скоростью до 300 км/ч?
Керамика, будучи чрезвычайно твердой, имеет свойство раскалываться при сильном ударе – это нормально при повседневном ношении для обычного человека, но не подходит для ситуаций, когда мячи улетают на расстояния до 300 метров. Поэтому Richard Mille прибегнул к старому проверенному титану – легкому и не столь уж необычному для часовой индустрии материалу, но поверх титана нанесена еще и прессованная резина. Такое покрытие выступает в качестве первой абсорбирующей удар защиты, и это имеет смысл, хоть и может показаться несколько странным решением.
Титановый механизм
Итак, мы только что выяснили, что титан не такой уж и редкий материал для часовой промышленности, если только к нему не «подмешана» резина, и что это связано со множеством преимуществ данного металла. Он легок – в два раза легче стали, но столь же прочен. Он не плавится при температурах ниже 1500 С˚, не намагничивается, гипоаллергенен и у него при окислении формируется защитная «пленка», которая естественным образом «залечивает» мелкие царапины.
Но с ним и крайне сложно работать: низкая проводимость не позволяет теплу быстро распространяться, что влечет за собой преждевременный износ инструментов, а твердость и пружинистость создают вибрацию или отдачу, которая передается на станок и приводит к неравномерной обработке.
Это, тем не менее, не остановило Richard Mille, поскольку не только корпус выполнен из титановых компонентов, но даже и сам механизм. Если упрощать, то часовой механизм – это набор пружин и зубчатых передач, которые накапливают, регулируют и перенаправляют энергию движения на стрелки. Таким образом все они нуждаются в некой фиксирующей их структуре. Металлические пластины с двух сторон, как в сэндвиче, закрепляют пружины и шестеренки. Нижние известны как основная платина, а верхние – как мосты.
И если большинство часовых производителей предпочитают использовать для изготовления этих деталей оцинкованную латунь, поскольку ее легче обрабатывать, Richard Mille сделал выбор в пользу титана, который обладает прямо противоположными свойствами. Но твердость и пружинистость титана, хоть и усложняют процесс изготовления деталей, создают определенные преимущества механизму, установленному в RM055: он сделан максимально плоским для максимальной эффективности и точности при передачи энергии. Кроме того, он великолепно справляется и с задачей амортизации потенциальных ударов от все тех же стремительно летящих мячей для гольфа.
Чистейшие ювелирные камни
Главное, что мешает достижению максимальной эффективности при передачи энергии движения – это трение, которое возникает из-за сцепления между собой двух движущихся деталей. То, что просто необходимо для колес и тормозов, совершенно излишне при передачи энергии от пружины к вращающимся стрелкам часов. Чем меньше трение, тем меньше энергии расходуется впустую в виде выделения тепла вместо движения.
И точно так же, как в случае с шинами и тормозами, трение имеет еще один неприятный побочный эффект – износ. Когда две поверхности трутся одна об другую, то они сдирают частицы материала, что со временем приводит к потере первоначальных свойств и вызывает целый ряд проблем, например, появление «стружки» там, где ее не должно быть. Это еще больше усиливает трение и ускоряет процесс износа до полной остановки механизма.
Смазка – это традиционный способ добиться минимального трения, когда между двумя поверхностями формируется подвижная среда уменьшающая сопротивление и снижающая износ. Но смазка – это всего лишь крем на торте, поскольку настоящий секрет устранения трения заключается в использовании поверхностей, которые вообще не вызывают трения, или минимальное трение, насколько это только возможно. Для этого необходим очень твердый материал – алмаз. А если нет его, то минерал, который находится не более чем на одну ступень ниже по шкале Мооса – сапфир. Прежде, чем вы зададитесь вопросом, а почему тогда в часах мы все обычно видим рубины, укажем на тот факт, что рубин – это тот же сапфир но с определенной примесью, придающей ему красный цвет.
Изначально в часовых механизмах использовались только натуральные драгоценные камни, пока в 1902 году не был изобретен синтетический сапфир, который тут же был взят на вооружение часовщиками. Он по-прежнему подкрашивался в красный цвет, как дань традиции, однако никакой необходимости в том, чтобы он был именно красным или голубым, нет. Фактически, в большинстве часов, включая рассматриваемые нами, в качестве стекла используется бесцветный синтетический сапфир. То, что сделали в Richard Mille, чтобы сохранить монохромную тему в калибре RMUL2, это использовали бесцветные сапфиры и в качестве камней в механизме. Никакого преимущества, по сравнению с красными, здесь нет, но внешний облик явно выиграл.
Парящий механизм
Если заглянуть внутрь корпуса любых часов, то вероятнее всего там обнаружится круглый механизм в круглом гнезде. Даже в прямоугольных часах размещаются круглые калибры с металлической заглушкой, заполняющей свободное пространство. Это экономит средства на разработку специальных прямоугольных механизмов.
И таким образом механизм просто и надежно фиксируется, зажатый несколькими клеммами. Такое решение подходит для большинства часов, поскольку механизм плотно сидит и не «дребезжит». Но что произойдет, если в ходе игры в гольф по часам попадет мяч? Жесткое крепление к корпусу не поможет смягчить удар. В лучшем случае произойдет сбой, а в худшем – часы полностью остановятся, навсегда.
Часовой мастер может поместить между корпусом и механизмом резиновую прокладку, которая будет амортизировать удар. Заводная головка связывается с механизмом пронизывающим корпус стрежнем и прочно его фиксирует. Если стержень заводной головки не может двигаться, то и механизм будет оставаться неподвижным. Но если он может хоть немного отклоняться, то этого будет достаточно, чтобы смягчать удар и предотвращать поломку спускового механизма.
В модели RM055 реализована та же схема, что и в осевых рычагах подвески автомобиля, с двумя точками опоры. Механизм способен «плавать» внутри корпуса между двумя равноудаленным точкам крепления механизма к корпусу, по отношению к стержню заводной головки.
Запатентованные винты
Последняя необычная вещь, которую Richard Mille реализовал не только в модели RM055, но и во всех своих часах, касается одной из самых мелких деталей – винтов. В часах обычно не используются шурупы, вместо них стандартным решением являются винты с плоским профилем головки и чтобы их закрутить или открутить необходимо приобретение специальных инструментов.
И здесь Richard Mille снова пошел своим особым путем. Для часов, которые предполагается использовать в условиях повышенных нагрузок, с риском ударов, значительными вибрациями, правильное закручивание винтов становится еще более важным. Именно поэтому Richard Mille разработал и запатентовал свои собственные винты.
Их можно увидеть по периметру корпуса, соединяющими состоящий из трех частей корпус и крепящими к нему ремешок. У каждого винта есть четыре «лопасти», равномерно распределяющими силу при закручивании, что позволяет более бережно и надежно крепить элементы, не давая им разойтись даже при значительной тряске в кабине болида F1 или же во время чемпионата по гольфу.
Суть в том, что специально разрабатываются не только подобные винты, но и инструменты для работы с ними. Все это требует существенных инвестиций. И хотя Richard Mille является не единственной компанией, имеющей собственные запатентованные винты, здесь можно упомянуть тот же Hublot с его винтами в форме буквы «Н», бренд пошел еще дальше! Такие же винты можно увидеть и внутри самих часов. Разве что на застежке их задействование посчиталось излишним.
В общем, как бы вы ни относились к бренду Richard Mille, часы от него – это, действительно, нечто из ряда вон выходящее. Может быть, их стилистика не каждому придется по душе, равно как и цены, но придется признать, что сама заложенная в них идея и ее реализация заслуживают пристального внимания.