Уже более 44 лет выпускается модель часов Patek Philippe Nautilus референс 5711, непрерывно. Но спрос именно на эту версию часов настолько велик, что ни сам бренд, ни его официальные дилеры не готовы продать их любому, кто просто покажет свои наличные. Новые часы достаются лишь самым «проверенным» покупателям, которые уже ни один год являются клиентами Patek Philippe и могут себе позволить такую роскошь, как пребывание в листе ожидания до восьми и более лет.
Как признался в одном из интервью сам президент Patek Philippe Терри Штерн, отвечая на вопрос о причинах популярности именно этой модели: «Разумеется, мы рады этому, но, честно говоря, я не знаю причин такой популярности». Для него это одновременно и повод для гордости, и загадка: «Мы производим порядка 140 различных моделей часов Patek Philippe и референс 5711 – всего лишь одна из них. Есть множество других более сложных, и, на чей-то вкус, более красивых моделей».
История модели Nautilus
Первая модель Nautilus с референсом 3700 была представлена в 1976 году. Джеральд Джента придумал как само название, так и дизайн часов с закругленным восьмиугольным безелем, как намек на увлечение Филиппа Штерна парусным спортом. В своей книге «Patek: официальная биография» Николас Фоулкес писал: «Когда появилась модель Nautilus, часовая индустрия переживала «кварцевый кризис». Но у Филиппа Штерна было невероятное предвидение, что популярность механических часов вернется».Запущенная рекламная кампания гласила: «Одни из самых дорогих в мире часов из стали». Для Patek Philippe это тоже было своего рода революцией – до того момента бренд выпускал часы только в корпусе из драгоценных металлов. По словам биографа бренда, суть была не в том, что появились стальные часы, а в том, что это были именно стальные Patek Philippe. Уже через несколько лет появились женские версии, а потом часы с дополнительными функциями.
Дебют референса 5711/1A состоялся в 2006 году. Они не были ни самыми дорогими, ни самыми «продвинутыми», тем не менее, у клиентов бренда они стали самыми востребованными. Как сказал один из нью-йоркских продавцов: «Если бы за каждого клиента, который приходил и спрашивал референс 5711, мне платили по центу, я бы уже ушел на пению».
Patek Philippe не раскрывает ни ежегодные объемы производства, ни доходы, но по экспертным оценкам, продажа порядка 60 тыс. часов в год приносит около 1,5 млрд швейцарских франков. Когда в январе 2019 года возникла речь о возможной продаже компании, финансовые аналитики оценили бренд в 8-10 млрд долларов.
«Мы не обсуждаем объемы производства, но определенно, мы выпускаем меньше референсов 5711, чем требуется. В настоящее врем мы закрываем, вероятнее всего, порядка 10% существующего спроса»,- рассказал в одном из интервью газете New York Times Терри Штерн.
Шесть историй любви к Nautilus
Частный коллекционер
Клод Сфеир – известный во всем мире коллекционер и именитый клиент Patek Philippe. С его слов, он владеет «почти всеми» моделями из линейки Nautilus, включая единственный в своем роде прототип референса 3700, который он приобрел на аукционе. «Данный прототип – символ успеха часов Nautilus и доказательство гения Джеральда Дженты. В этих часах вся история модели, воплощенная в очень простом, но по-прежнему актуальном дизайне»,- считает он.В мае 2015 года на аукционе Sotheby’s в Женеве были выставлены часы 1978 года, получившие за свой белый циферблат название Albino Prototype. Чтобы делать ставки, не привлекая к себе внимания, К. Сфеир перед выставлением этого лота вышел из зала и выставлял заявки по телефону из соседнего зала. Вместо предполагаемой цены в 30-50 тыс. швейцарских франков коллекционер заплатил 250 тыс. швейцарских франков. Но он уверен, что реальная рыночная стоимость этой модели – не менее 1 млн долларов.
Подарок на 50-летие
Еще один известный рекламный слоган Patek Philippe гласит: «Оставь что-то последующим поколениям». Франсуа-Жан Даен – президент французского издательства Montaigne Publications и главный редактор мужского журнала Monsieur, утверждает, что свои часы Nautilus 5711, которые он приобрел по случаю собственного 50-летия, он обязательно передаст по наследству своему сыну. «Я тогда находился в Женеве, у меня был День рождения, а еще начиналась новая любовная история. Поэтому данные часы имеют для меня особое значение»,- рассказывает он.
О том, чтобы купить часы, которые прослужат долгое время, господин Даен мечтал уже давно. И данная покупка заставила его осознать, что его вкусовые предпочтения относятся к мейнстриму: «Я всегда считал, что сам задаю моду на что-то и предпочитаю более экзотические модели часов. Но только сейчас я осознал, насколько меня впечатлила данная классическая и столь популярная модель. А когда меня спрашивают, как мне удалось их заполучить, то меня это несколько смущает. Мне было бы приятнее, если бы они оставались незамеченными».
Лист ожидания
Александр Розенбек – уроженец небольшого датского городка Слагельсе в часе езды от Копенгагена. У Инстаграм-страницы Daily Watch, одним из основателей которой он является, уже более 2,3 млн подписчиков. И как вы думаете, о чем он мечтает?
«У меня уже есть часы Audemars Piguet Royal Oak 15202 с ультратонким механизмом, но сейчас я хочу приобрести референс 5711 – классические спортивные часы, которые каждый заметит на руке за километр»,- поясняет он.
Интерес к часам у А. Розенбека рос по мере работы на Daily Watch и расширения знаний о часовой индустрии. Сегодня сотрудничество сайта со многими известными брендами позволяет ему зарабатывать только Инстаграмом, проводя совместные акции и кампании, посещая мануфактуры и готовя обзоры. Но купить часы оказалось сложнее, чем он думал. Александр все еще надеется попасть в список ожидания или найти желанную модель на вторичном рынке, но цены на нее растут буквально каждый месяц.
Сейчас он даже готов пойти на жертву: «Возможно, я продам свои Audemars Piguet, чтобы вписаться в бюджет. Сразу двое таких часов мне будет не по карману. Жалко будет с ними расставаться, но ради Patek я готов об этом подумать».
Королева Инстаграма
Миша Дауд –женщина, которая ведет страничку Watch Fashionista в Инстаграм с 150 тысячами подписчиков. Когда она жила в Омане, то приняла ее у Эниш Батт, запустившей данный проект о часах для женщин. Сайт же самой Эниш Батт – известного эксперта по часам, насчитывает почти 2 млн подписчиков в Инстаграм.
Успех странички сама Миша связывает с тем, что часы преподносятся не сами по себе, а с пояснениями, под что и как их лучше носить, с какими именно браслетами, например Cartier Juste un Clou или украшениями от Van Cleef & Arpels Alhambra их лучше всего сочетать.
По словам М. Дауд, у нее есть все часы, о которых она рассказывает, включая золотые Nautilus 5711. «Часовая индустрия слишком серьезно воспринимает саму себя. Большинство женщин относится к часам намного проще. Я куплю те часы, которые полюблю. Я доверяю своему вкусу и своему мнению – так происходит во всем: от предметов искусства до часов»,- делится своим подходом Миша.
Тот, который ушел
Джо Риардон девять лед возглавлял продажи бренда Patek Philippe в США и работал на компанию в 2006 году, когда появился референс 5711. «Это было как глоток свежего воздуха, и мы все были восхищены тем, что делал Patek Philippe. Розничная цена тогда составляла $17.500 и покупатели на них находились, но с ума на тот момент не сходили. Скорее это были просто новые часы в линейке, которые людям понравились»,- вспоминает он. В 2011, после того, как Д. Риардон уже ушел из Patek Philippe, он чуть не купил на вторичном рынке уже подержанные Nautilus 5711, которые ему предлагали за $13.300.«Мне тогда чего-то не хватило, чтобы принять это решение, и я до сих пор об этом жалею. Надо было сказать «да», это было моим шансом купить референс 5711»,- сожалеет он. Но вместо Nautilus Джо приобрел Aquanaut – похожую модель на каучуковом ремешке, которую он также любит.
История любви
Часы, которые Аурэль Бэкс, главный консультант Phillips и аукционист, носит каждый день, - это референс 5711, их он приобрел 10 лет назад в женевском магазине Patek Philippe примерно за 20 тыс. швейцарских франков.
«Я надел их на запястье, щелкнула застежка – и я влюбился. С тех пор они стали для меня повседневными и универсальными часами»,- вспоминает мистер Бэкс. По его словам, часы путешествовали вместе с ним по любым делам, были с ним в самолетах и на аукционных площадках, в самых экзотических местах, где он только бывал.
Его слабость к референсу 5711 началась еще с первой модели 3700, которую его мать подарила отцу на 50-летие еще в 1983 году. «На тот момент это были лучшие часы для повседневного ношения с точки зрения стиля и комфорта»,- поясняет Аурэль. После референса 3700 он успел поносить еще и модель 3800, чуть меньшую по размеру, а также Aquanaut, прежде чем в итоге приобрел в 2009 году референс 5711.
«С точки зрения технических характеристик, эти часы Nautilus можно назвать одними из самых простых среди всех референсов, но мне они нравятся тем, что в них есть все, что мне требуется и ничего лишнего. Они удобные как кроссовки, но при этом элегантные как сшитый на заказ костюм Savile Row. Я испытываю такое же удовольствие, нося эти часы, как в первый день, когда они оказались на моей руке»,- объясняет владелец.
И по стечению обстоятельств именно мистеру Бэксу довелось закрыть рекордную аукционную сделку, в ходе которой часы Nautilus 5711/1А были проданы за 125 тыс. швейцарских франков. И для него это было свидетельством, что интерес к этому референсу со временем ничуть не ослабевает. «Я никогда не продам свои собственные Nautilus 5711. После множества экспериментов с разными часами – это именно те, с которыми я останусь, и я вполне могу представить, как я старюсь вместе с ними»,- заключает он.