Споры в церкви, желание угодить королеве, изменения в военном дресс-коде — из-за всего этого история культовых марок часов менялась по щелчку пальца. Как именно? Рассказываем!
Как связаны первые швейцарские часовщики и Мартин Лютер
Зайдем издалека, но, поверьте, так нужно. В начале XVI века в Ватикане началось строительство Собора Святого Петра. Уже в первые годы работы Папе Римскому Юлию II стало понятно, что бюджеты понадобятся колоссальные. Так что он позволил духовенству продавать индульгенции. Это грамоты, которые подтверждают, что человеку прощены грехи. Если раньше для получения индульгенции нужно было искренне покаяться и доказать делом, что человек заслуживает райскую жизнь , то при Юлии II было достаточно заплатить.
И вот это решение раскололо общество. Надо сказать, в XVI веке церковь влияла на все сферы жизни. Но люди постепенно понимали, что религиозные деятели забрались слишком далеко. Об этом же задумался и Мартин Лютер — богослов из Саксонии. Он выпустил «95 тезисов», в которых пояснил, почему церковь и Бог — не одно и то же. А после этого началась жесточайшая война между католиками и протестантами.
Последние бежали подальше от инквизиции. Так они оказались в Женеве, где теолог Жан Кальвин основал Швейцарскую протестантскую республику. Он ненавидел роскошь в любых проявлениях, а среди беженцев и местных было немало ювелиров. Чтобы продолжить работу, им пришлось придумать новую особенность для изделий. Так, появились предельно точные швейцарские часы с минималистичным, но интересным дизайном. Любопытно, что раньше лучшими моделями считались французские, но конфликт протестантов и католиков все изменил.
Позже, в 1601 году, появилась Женевская гильдия часовщиков. В нее входили сотни мастеров — и у каждого был особый почерк. Со временем им стало тесно в городе, и они разошлись по разным уголкам Швейцарии.
Через годы появились бренды, известные и сегодня. Например, Vacheron Constantin и Breguet запустились в 1755 году, Patek Philippe — в 1845-м, марка Chopard — в 1860-м, а швейцарский отдел Rolex — и вовсе в 1908 году.
Какие наручные часы появились раньше: мужские или женские
Женские, причем есть две разные версии об их происхождении. Первая гласит, что наручные часы были созданы специально для королевы Елизаветы I в 1571 году. Заказчиком был Роберт Дадли, граф Лестер и фаворит правительницы. Точными королевские часы не назовешь — в XVI веке еще не изобрели балансирный механизм.
По второй версии, первые наручные часы принадлежали Каролине Мюрат, сестре императора Наполеона и королеве Неаполя. Их создал Авраам-Луи Бреге в 1810 году. Циферблат часов был сделан из серебра, а ремешок — из волоса и золотых нитей. В то время уже появился пружинный баланс, так что аксессуар Мюрат можно считать не просто элегантным украшением, но и функциональным прибором. Но до стационарных моделей ему было далеко. Они оснащались турбийоном — этот прибор снижал действие гравитации и повышал точность хода. Его тоже изобрел Бреге, но в 1801 году.
Как часы дополнялись полезными функциями и почему за это надо благодарить военных
Мужчины не носили наручные часы почти до конца XIX столетия. Вместо этого они брали с собой хронометры на цепочке. Для них в жилетах и сюртуках даже предусматривались специальные карманы.
А вот в военных кителях, которые пришли на замену мундирам, места для часов не было. Так что еще во время Второй англо-бурской войны 1899–1902 годов некоторые офицеры отправляли хронометры в мастерские, чтобы приделать к ним металлические ушки для крепления ремешка. Хотя есть мнение, что британские военные делали так еще в Третью англо-бирманскую войну 1885–1887 годов.
Производители часов заметили, что наручные хронометры нужны не только женщинам. Так что лондонский бренд Mappin&Webb выпустил модель Campaign Watch. А уже в Первую мировую войну среди офицеров появился целый тренд на траншейные часы. Во многом они были похожи на карманные, но с огромными метками на циферблате,светящимися в темноте. А еще стекло часов закрывалось решеткой для защиты от шрапнели.
Позже военные часы добрались до гражданских, но путь был извилистым. Покупатели считали наручные часы огромными, неудобными и некрасивыми. Поэтому вместо них носили карманные хронометры. Одним из часовщиков-новаторов был Луи Картье. В 1917-м он вдохновился чертежом танка «Рено» и выпустил в продажу Cartier Tank с прямоугольным циферблатом и аккуратными рельсами для крепления ремешка.
Как изменилась история часовых брендов после Первой мировой войны
В ассортименте крупнейших домов появлялись инновационные модели. Например, в 1926-м марка Rolex представила модель Oyster в водонепроницаемом корпусе. Свое название часы получили от устрицы — части корпуса прилегали друг к другу так же плотно, как стенки моллюска. А годом позже мир увидел рекламную интеграцию, которую даже сегодня представить трудно: пловчиха Мерседес Глейтце пересекла пролив Ла-Манш именно в часах Rolex.
Patek Philippe выпускает модель в 1932-м Calatrava — она до сих пор считается классической. В этом же году бренд Omega становится официальным хронометристом Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, а чуть позже — поставщиком британских и итальянских ВВС.
Panerai создают в 1936-м часы Radiomir по заказу Королевского итальянского Флота. В них использовался механизм с ручным заводом от Rolex, а еще данная модель отличалась повышенной водостойкостью. Ее сделали специально для секретной торпедной группы, так что о среднем качестве продукта не могло быть и речи.
Ближе ко Второй мировой войне все силы фабрик были пущены на производство моделей для офицеров. Появились аксессуары с вечными календарями — их представили Patek Philippe и Rolex. Притом второй бренд представил линейку Datejust в автоматической сменой даты. А к концу 1940-х появлялось все больше часов с автоподзаводом.
Во второй половине XX века европейские дома вынуждены конкурировать к японскими. Тем более, что азиатский бренд Seiko представил к тому моменту часы с кварцевым механизмом. Это позволило удешевить производство и, как следствие, стоимость товаров. Европейцам ничего не оставалось, кроме как создать достойный ответ. Так появилась бюджетная марка Swatch.
Читать по теме: Сравнение механических и кварцевых часов: какой тип выбрать
История брендов часов в наши дни
Казалось, кварцевый кризис XX века приведет к тому, что швейцарские часы окажутся ненужными. Но это не так. Фраза Swiss made все еще остается синонимом точности хода и красоты.
В наше время господствуют электронные часы. С их помощью можно следить за пульсом, измерять количество шагов и даже проверять почту. Но поклонников механических моделей все еще хватает. Например, в 2018 году лидерами по импорту часов в России оставались именно швейцарские люксовые бренды.
Почему так? Аксессуары от таких домов, как Zenith, Rolex, Cartier, Panerai, Omega и многих других — атрибут статуса. Каждая модель создается вручную и оснащается сотней деталей, а в производстве используются премиальные материалы. Уже за это покупатели готовы платить.
Но рано или поздно статусные мужчины понимают, что не готовы отдавать все деньги мира за украшение — даже максимально точное. Для подобных клиентов швейцарские мануфактуры создают дубликаты. Это практически те же часы, что и условные Omega Speedmaster, но стоят при этом в 10–12 раз дешевле. А все из-за того, что дубликаты могут отличаться мелочами — например, у них иногда отсутствуют едва заметные маркировки бренда. Но, в целом, это те же премиальные аксессуары.
Читать по теме: Что такое дубликаты часов и почему их не стоит бояться